Знакомство с тюрками: Хакасы

liga
Site Admin
Сообщения: 47
Зарегистрирован: Вт мар 15, 2016 1:44 pm

Знакомство с тюрками: Хакасы

Сообщение liga » Чт мар 31, 2016 11:26 am

Хака́сы (самоназвание тадар, мн. ч. тадарлар; устаревшее — минусинские татары, абака́нские (енисе́йские) татары, а́чинские татары) — тюркский народ России, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины. Традиционная религия — шаманизм, в XIX веке многие были крещены в православие (часто насильственно)
Делятся на субэтнические (диалектные) группы:
качинцы (хааш, хаас) — в русских источниках впервые упоминаются с 1608 года, когда служилые люди прошли в землю управлявшуюся князем Тюлькой;
койбалы (хойбал) — кроме тюркоязычных групп по некоторым данным включали группы, говорившие на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков уральской языковой семьи;
кызыльцы (хызыл) — группа хакасского народа, проживающая в долине Чёрного Июса на территории Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия;
сагайцы (сағай) — впервые упоминаются в известиях Рашид ад-Дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к 1620, когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать». В составе сагайцев как этнографическая группа известны бельтыры (пилтiр), ранее выделялись бирюсинцы (пӱрӱс).
К хакасам по культуре и языку близки теленгиты, телеуты, чулымцы, шорцы.

Драгоценное наследие хакасов.

1. Поклонение природе. Воспитание бережного отношения:
Пищевые травы в жизни хакасов (Чабрец- богородская трава). Сбор даров природы и бережное отношение к лесным жителям (Истинный хакас никогда не соберет всю ягоду, орехи, грибы. Охотник оставит детенышей для потомства Рыбак отпустит мальков.)

2. Уважение к старшим, забота о младших:
«Старшим место уступай, младшим помощь подавай» «Ветки молодыми гнут, а детей воспитывают пока растут» «Какая лошадь будет видно уже жеребенком, какой человек будет видно уже ребенком»

3. Духовное наследие
Раньше молились небу, горам, воде, священному дереву — березе. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины, шаманы и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных — изыхи. Изыху посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись. Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой. Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Шаман (по хак. — хам) считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества — они проводили обряды, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам души неродившихся детей, провожали душу умершего в иной мир. Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен «тÿÿр» с колотушкой «орба» и шаманский костюм. Шаманы исполняли целый ряд функций — культовую, врачебную, предсказательную, помогали своими советами. Также они выполняли функцию сохранения и передачи народных знаний следующим поколениям. Шаманы совершали обряды, связанные со многими сторонами быта и деятельности людей. При камлании кололи белого барана, ставили в юрте белую березу и готовили молочную водку — араку. На столе на блюде клали свежесваренную баранину, пар от которой поднимался вверх и служил пищей для духов. Шаман приказывал своим духам точно исполнять его решения. Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди (по-хакаски кöрiгчi) могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире. Как национальная святыня хакасами почитается Борус — пятиглавая вершина на Западных Саянах, место зарождения шаманов.

4. Взаимопомощь. Мне хотелось бы остановиться на взаимопомощи хакасов друг другу даже по стихам Низами видно, что хакасы пережив трудное историческое время смогли выжить из-за того что они сохранили взаимопомощь в любых жизненных ситуациях: в радости, беде, строительстве юрт и др. Горе никогда никто не ждет. В хакасских обычаях при похоронах, поминках оказание помощи во всем: деньгами, продуктами, спиртным сильно помогает семье справиться с обрядами похорон и проведения поминок.

5. Разведение скота – основное историческое занятие хакасов. Из истории мы знаем что тысячные стада коров и лошадей паслись на седых степях нашей земли испокон веков, когда случалось что из-за кормов животные слабели по хакасскому обычаю каждый походивший хакас должен был подать этому животному что-то из корма –«код1рткен мал». В день убоя скота на угощение приглашались все соседи. В первом казане варились самые лучшие куски мяса, называемые «урсун». Большим грехом считалось перерезать горло и убить ударом обуха топора в лоб, лошадей забивали ударом ножа в затылок, под первый шейный позвонок «чулумнеп». Поговорка «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Уход за скотом осуществлялся всей семьей от мала до стариков. Часто на свадьбах были пожелания «Чтобы в доме было много детей, а в стайке много скота».
Мÿчел — от мыши до кабана (Календарь)
Каждый народ создает свою систему летоисчисления, учета времени, времен года. В основе создания хакасского календаря выделяется три главных компонента: трудовая деятельность, связанная со скотоводством, поклонение окружающей природе и культ предков. По календарю осуществлялись хозяйственные работы, праздники, религиозные обряды. Хакасский календарь называется «мучел» (двенадцатилетний цикл) .
Наибольшую популярность у современных хакасов получили два праздника — Тун Пайрам и Чыл Пазы. Оба были возрождены в недавнее время: Тун Пайрам в 1980-х гг. , Чыл Пазы в 1990-х гг. В настоящее время они проводятся ежегодно и собирают тысячи людей.
Праздник встречи Нового года у многих народов считается одним из наиболее важных и любимых. Это символическое обозначение завершения старого и начала нового цикла Жизни. Чыл пазы переводится как «голова года» . В традиционном мировоззрении хакасов мы можем найти этому следующее объяснение: «Голова года развернулась, голова змеи изогнулась» . Это связано с тем, что змея у народов Саяно-Алтая была символом времени, свернувшегося в кольцом.
Каждый год в конце мая — начале июня, после перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун айран» . К празднику «первого айрана» готовились заранее: готовили молочные продукты, в первую очередь, айран, шили новую одежду. Первый айран и первая арака (молочная водка) считались лекарственными напитками. Праздник проводился на вершине горы.

Вернуться в «Хакасы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость