Знакомство с тюрками: Киргизы

liga
Site Admin
Сообщения: 47
Зарегистрирован: Вт мар 15, 2016 1:44 pm

Знакомство с тюрками: Киргизы

Сообщение liga » Чт мар 31, 2016 11:50 am

Кыргызы (кыргыздар [qɯɾʁɯzdaɾ]?; ед. кыргыз [qɯɾʁɯz]?) — тюркский народ. Основное население современной Киргизии. Многочисленные общины кыргызов имеются также в Китае, Казахстане, России и Турции, а также в странах Средней Азии. Язык — кыргызский, входящий в тюркскую группу языков.

Предки кыргызов были одним из кочевых скотоводческих тюркоязычных народов, издревле обитающих на территории Центральной Азии и Южной Сибири в верховьях Енисея. Кыргызы являются результатом ассимиляция динлинов с другими центральноазиатскими племенами. В III веке до н. э., в 201 году в китайской исторической летописи «Ши цзи» историка Сыма Цяня впервые упоминается о существовании владения «Кыргыз», находившееся в Восточном Тянь-Шане, в районе хребта Боро-Хоро. Империя Хуннов образовалась в 209 г. до н. э., предположительно «Владение Кыргыз» возникло примерно в это же время, чуть раньше или позже. Исходя из этого, В. В. Бартольд назвал кыргызов одним из древнейших народов Центральной Азии. Позже в VI веке н. э. кыргызские племена осели в долине реки Енисей, и объединившись образовали Кыргызский каганат под названием «Хагяс», то есть «Кыргыз». Столицей Кыргызского каганата был большой город на реке Уйбат — Кемжикет. Одним из известных правителей кыргызского государства является Барсбек каган с титулом Ынанчу Алп Бильге. В 840 году во время возвышения тюркоязычных племён енисейские кыргызы, осилив своих давних врагов уйгуров, создали новое мощное кыргызское государство, чья экспансия распространялась на территории Алтая, Прииртышья, Тувы и Восточных Саян. В. В. Бартольд назвал этот период киргизской государственности — «Кыргызское Великодержавие», со столицей Ордо-Балык (столица бывшего Уйгурского каганата).

После возникновения Монгольской империи кыргызы Южной Сибири были поглощены ею, однако во время распада монгольских государств предки современных кыргызов мигрировали на Тянь-Шань на территорию современного Кыргызстана, но часть из них осталась на прежних территориях, из которых впоследствии произошли современные хакасы, алтайцы, шорцы и т. д.

Автоэтнонимом, то есть самоназванием этого народа является термин «кыргыз». В русском языке обычно используется вариант «киргиз».

Население Енисея (Минусинской котловины) именовалось в арабских и персидских источниках «хархыз», «хырхыр», а в китайских — «сяцзясы», в древнетюркских, уйгурских и согдийских текстах — «кыргыз». Существуют несколько теорий происхождения этнонима «кыргыз». По одной из версий, слово «кыргыз» означает «сорок» (кирг. «кырк») и относится к сорока племенам, которых объединил Манас, герой одноименного кыргызского эпоса. Кроме того, возможно происхождение от словосочетания «красные огузы», guryyz или от слова «орёл».

Русские в XVIII — начале XX века называли киргизами также казахов в форме «киргиз-кайсаки», «киргиз-касаки», «степные киргизы», а также «киргизы» или «киргизцы», т. е. не делая разделения между казахами и собственно киргизами. Собственно кыргызов именовали «Киргизская орда», «Большие киргизы», «Алат киргизы», «буруты», «белые буруты», «Алатай-киргиз», «киргиз-калмыки», «узбекские киргизы», «кыркюзы», «дикие киргизы», «коренные киргизы», «кара киргизы» («черные киргизы»), «горные киргизы», «каменные киргизы», «дико-каменные киргизы». Носителями этнонима «кыргыз» в указанные времена были и так называемые енисейские (сибирские) кыргызы (езерцы, алтырцы, алтысарцы и другие, в наше время их остатки известны под именем хакасы).

Кыргызы в большинстве являются мусульманами-суннитами. Некоторые сохраняют также и элементы доисламского языческого мировоззрения — Тенгрианство, то есть почитание Коко-Тенир, Умай-Эне. Как и многие народы Востока, празднуют зороастрийский Нооруз.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая проживает небольшая уникальная этническая группа кыргызов (эмель-гольские калмак-киргизы, эминские киргизы, самоназвание: кыргыз, тарбагатай кыргыздары или буддийские киргизы (фоцзяо кыргыз) численностью несколько тысяч человек, одна часть которых исповедует ислам, а другая буддизм в тибетско-монгольской форме. Также очень много атеистов.

Основу фольклора составляет трилогия эпоса «Манас»: «Манас», «Семетей», «Сейтек». Эпос «Манас» вмещает в себя более миллиона строк, внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый крупный в мире эпос и охраняется ЮНЕСКО как достояние человечества. Эпос описывает культуру, философию, мировоззрение, историю и традиции киргизского народа. Эпос отмечает огромное количество топонимических, этногенетических и исторических наименований. Кыргызы устраивают так называемые конкурсы между девушками и парнями — «Сармерден» и акынами — «Айтыш». Айтыш — это своеобразный и очень интересный конкурс, в котором принимают участие акыны импровизирующие на комузе. Кыргызский народ с давних времен славился своей музыкальностью. Свою музыку, уходящую корнями в глубь веков, кыргызы разделяют на песни и кю. К кю относятся все музыкальные произведения для народных инструментов. Наиболее популярным музыкальным инструментом является трехструнный щипковый комуз. Популярны двухструнный смычковый кыяк и язычковый металлический варган — темир ооз комуз и деревянный — жыгач ооз комуз. Разнообразны жанры кыргызского фольклора. Кыргызский фольклор, помимо обрядовой поэзии и лирического жанра, богато представлен нравоучительной устной поэзией, пословицами и поговорками, загадками и сказками, мифами и легендами.

Большое место в кыргызской культуре занимает национальный балет и опера.
Мировую известность получил лауреат Ленинской премии, кыргызский писатель, Чингиз Айтматов. Киргизский кинематограф всегда славился в СССР и за её пределами, на развитие которого повлияли произведения Чингиза Айтматова.

Язык — кыргызский. Современный кыргызский язык относится к кыргызско-кыпчакской подгруппе горно-алтайской (центрально-восточной) группы тюркских языков. В период проживания кыргызов в Южной Сибири: на Енисее и Алтае, они говорили на древнекыргызском (енисейско-кыргызском) языке, близкородственном к орхоно-енисейскому языку. От древнекыргызского (енисейско-кыргызского) языка произошли хакасские (кыргызские) языки. К ним относится и Фуюйско-кыргызский язык (носители проживают в уезде Фуюй КНР). После переселения кыргызов на Тянь-Шань под влиянием соседних народов (кыпчаков) язык подвергся изменениям. К кыргызско-кыпчакской подгруппе языков относятся кыргызский язык, который состоит из севернокыргызского, ферганско-кыпчакского, южнокыргызского и других диалектов. Южнокыргызском диалекте сохранилась много элементов древнекыргызского (енисейско-кыргызского) языка, но именно севернокыргызский стал основой литературного кыргызского языка. Письменность до 1928 года в СССР и по настоящее время в Китае — арабский алфавит. С 1928 по 1940 годы для кыргызов, проживавших в СССР, использовался латинский алфавит. С 1940 года была введена современная письменность на основе кириллицы.

Бо́льшая часть кыргызов проживает на территории самого Кыргызстана. Самые крупные зарубежные диаспоры кыргызов находятся в Узбекистане, России, Китае (Кызылсу-Кыргызский автономный округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе), в Таджикистане (в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области и Джиргатальском районе). Кроме того, некоторое количество кыргызов постоянно проживает в Турции, на Украине (на Украину ссылали при Сталине), Северном Афганистане, Казахстане. За постсоветский период определённое количество кыргызов эмигрировало за рубеж, главным образом в Россию.

*** *** *** *** *** ***
Численность и ареал

Всего: около 4,5 млн.

Кыргызстан: 4 006 009 (2012)
Узбекистан: 250 тыс. (оценка)
КНР: 187 тыс. (перепись 2010 г.)
Россия: 103 422 (2010)
Таджикистан: 60 715 (2010)
Казахстан: 26,8 тыс. (2011)
Украина: 1128 (2001)
Турция: 6 тыс. (оценка)

У киргизов с XVI века существовало деление на племена, которые в свою очередь делятся на роды — это деление носит название «санжыра». Общим отцом Тянь-Шаньских киргизов согласно санжыре считается Долонбий, у которого было три сына Ак уул (от него происходит правое крыло), Куу уул (от него происходит левое крыло) и Кызыл уул (от него произошли внутренние киргизы — «ичкилики»).

Правое крыло:
- ветвь Тагай (племена Сарыбагыш, Бугу, Солто, Тынымсейит, Карачоро, Саяк, Чегиртке, Жедигер, Черик, Азык, Багыш, Баарын, Конурат,Жору,);
- ветвь Адигине (Баарын, Карабагыш, Акбагыш, Жолжакшы, Бёрю, Баргы, Сарттар, Мунгуш),
племя Монолдор.

Левое крыло:
Кушчу (Кутчу),
Саруу,
Мундуз,
Кытай,
Басыз,
Чоңбагыш,
Жетиген.
Группа ичкилик
Кыпчаки,
Найман,
Тейит,
Кесек,
Каңды,
Бостон,
Нойгут,
Тёёлёс (Дёёлёс),
Авагат (ават).

Расовый тип: южносибирская раса.
Происхождение: енисейские кыргызы.

ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ КЫРГЫЗОВ

Юрта является ценным памятником культуры кыргызского народа. Юрта- переносное жилище, в котором проходила вся жизнь кочевника. Юрта появилась в конце 8-начале 7 вв. до н.э., когда пастушеские оседлые и полуоседлые племена перешли к кочевому скотоводству. В эпоху патриархально- родовых отношений юрта имела большие размеры и иногда вмещала до 200 человек.

Конструкция юрты усовершенствовалась кочевниками на протяжении многих веков. Она быстро собирается из отдельных составных частей и также быстро разбирается. Ее составные части удобны для транспортировки на лошадях, яках или верблюдах. Сборка юрты начинается с установки дверной коробки. Затем устанавливаются стенки, а потом купол полусферической формы с обручем -тундуком. Образуемое тундуком отверстие служит для освещения юрты и дымоходом для очага.

Вход юрты закрывается циновкой из стеблей чия, обшитой кошмой, или на дверную коробку навешивается деревянная дверь. С внешней стороны решетчатая стенка юрты обтягивается циновкой, сплетенной из стеблей чия, а затем войлоком. На куполе юрты по периметру круга укладывают полосы орнаментов, а затем два-три слоя войлока. Отверстие, образованное тундуком, на ночь закрывается квадратным куском войлока. Внутри и снаружи юрты украшаются орнаментами в виде нашитых аппликаций, выполненными на коврах или войлоке. Высота юрты составляет 3 м-3,5 м. Внутреннее убранство юрты складывалось веками.

В центре юрты отводится место (коломто) для очага, который обогревает все помещение. Над ним на подставке ставится котел. Земляной пол юрты покрывается кошмами, овечьими и телячьими шкурами, коврами. На стене иногда вывешивается бархатный ковер- туш-кийиз. Посуда, хозяйственные принадлежности, одежда хранятся в мешках, которые в строго определенном порядке подвешиваются к решетчатой стенке юрты. Юрта делится на две половины: мужскую и женскую.

На мужской половине, расположенной слева от входа, складываются и развешиваются принадлежности, связанные с уходом за скотом, конское и охотничье снаряжение. Женская половина расположена справа от входа. На женской половине отводится место для посуды и запаса продуктов. Напротив входа, за очагом, у стенки юрты располагается почетное место для гостей. Там же в сундуках или мешках хранятся ценные вещи, одежда, складываются стопкой одеяла, подушки, ковры. Здесь же- место для сна. Освещалась юрта при помощи жирового светильника (чырак), который ставился на деревянную подставку. Позже для освещения стали применять керосиновые лампы. Внутреннее и внешнее убранство юрты отражают материальный достаток хозяев. Юрты зажиточных владельцев отличаются большими размерами, хорошим качеством войлока, наличием полос орнаментов, большим количеством ковров, циновок из чия, вышивок. У богатых хозяев может быть не одна, а несколько юрт: для отдельных членов семьи, для гостей, для женатых сыновей, для приготовления пищи.

Жилища киргизов, перешедших к оседлости и занимающихся земледелием, представляли собой дома, сложенные из саманного кирпича. Саманный кирпич представлял собой глину, замешанную с мелко изрезанной травой, высушенной на солнце. В интерьере дома киргизов, как и раньше, большую роль играют войлочные ковры, настенные панно с вышивкой, сундуки для хранения вещей.

Общественный быт киргизов определял кочевой образ жизни. Монотонное течение жизни на кочевьях нарушали семейные праздники, в которых принимали участие все жители аила. Рождение мальчика, его обрезание, свадьбы, поминки всегда сопровождались обильным угощением.
Семьи у киргизов обычно большие, все родственники живут вместе. Главой семьи всегда являлся отец, который распоряжался всем имуществом. Жена была лишена права голоса и имуществом не владела. В случае смерти мужа дети оставались в семьях у родственников. Вдову, бывало, выдавали замуж за брата умершего. Похоронный обряд проходил в день смерти, покойника хоронили в саване, на могиле ставили глинобитное сооружение типа мавзолея. Поминки по усопшему устраивались на третий, седьмой и сороковой день и через год после смерти. По женщине поминки не справлялись.

Обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой очень разнообразны и интересны. Свадебные игры, уплата калыма, приданое невесты, обмен одеждой между новыми родственниками, проводы невесты и другие обрядовые действия, связанные со свадьбой, в модернизированном виде неукоснительно соблюдаются и в настоящее время.

Традиционная семья носила патриархальный характер. Неоднозначную оценку в кыргызском обществе получила практика «похищения невест», противоречащая уголовному законодательству и социальным устоям. Оценки масштаба этого явления разнятся, по некоторым данным примерно каждый пятый брак в Кыргызстане заключается подобным образом.

Среди кыргызов очень популярны единоборства и конные игры. Национальными видами игр являются борьба «курёш» и «алыш», скачки на иноходцах «джорго салыш», конная игра «улак тартыш», подбор монет с земли на скаку «тыйын энмей», «кыз куумай», единоборство всадников «оодарыш», «аркан тартмай», логическая игра «тогуз коргоол», «топ таш», «джамбы атмай», «ордо», «ак чёлмёк» и др. Игра тогуз коргоол представляет из себя интеллектуальную игру, состоящую из овальной деревянной доски с девятью углублениями и мелких арчевых шариков. При этом каждый игрок должен переложить шарики из одного углубления в другие, производя при этом сложные вычисления. Любимы скачки «байге», но апофеозом традиционных конных игр служит борьба за тушу козла «Улак-тартыш» (Кок-бору). Эта игра уходит своими корнями далеко в прошлое и тренирует в кыргызах смелость, доблесть, отвагу и другие качества воина. Кыргыз и боевой конь — неотделимы в истории народа, и по сей день кыргызы любят и разводят коней. В кыргызском языке есть более десяти определений, которые дифференцируют лошадей от рождения жеребёнка и до конца жизни животного. Конь был символ благополучия: именно на конях сражались с врагами; лошадь была источником мяса, кумыса, топлива. Особенно ценятся иноходцы — джорго. Этот тип аллюра хорош тем, что он довольно быстрый и плавный, всадник меньше утомляется в дороге.

Традиционному кыргызскому костюму присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников — это удобность, многофункциональность и натуральность материалов. Женский кыргызский гардероб, так же как и мужской, состоял из нательной и верхней одежды. К нательным относились платье-рубаха — «кёйнёк» и шаровары. В комплекте с рубахой, мужские штаны могли быть из выделанной кожи или замши — «жаргакшым», «кандагай», «чалбар». На груди женских рубах всегда имелась вышивка или надевался нагрудник — «онур», «жака», расшитые цветными нитками. Поверх надевают вышитый национальными орнаментами и узорами халат из войлока, бархата, виллюра, вельвета, парчи, кожи и замши, которые называются «чепкен», «чапан», «кементай» (из белого войлока), «кемсел», «чыптама»(с короткими рукавами) и т. д. В холодное время года кыргызы, как мужчины, так и женщины носят шубы и тулупы сделанные из овечьей, лисьей, волчьей, тигровой шкур и крытые тёмной тканью с меховыми воротниками — «ичик», «тон». Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка — «белдемчи», которую носили женщины в возрасте и «элечек» — хлопчатый тюрбан закрывающий шею и волосы, состоящий из 20-30 метров белой ткани, который наматывали на голову замужних женщин. Головной убор «элечек» обычно украшали бархатными тканями и перьями птиц, пришивали к ним различные украшения из серебра, жемчуга, коралла и других ценных камней. Тюрбан имел также и практическое применение: в случае если беременная женщина по каким либо обстоятельствам была вдали от дома, она могла распустить тюрбан и запеленать в белую ткань новорожденного ребёнка; в случае если умирал человек во время кочевки или в дали от дома, распускали тюрбан и использовали белую ткань в качестве савана для погребения умершего. Кроме того существовали такие виды головных уборов, как тюбетейка — «топу», меховая шапка из шкур соболя, куницы, лисы, барса, норки, сурка — «тебетей». У девушек данные головные уборы украшались перьями птиц (в частности сов «юкю» (кырг. үкү) и журавлей «каркыра»). Самым известным мужским головным убором кыргызов является войлочная шляпа — «калпак». Он бывает двуполым («Бакай-калпак», который носят аксакалы) и четырёхполым, края (отвороты) украшают узорами и бархатными вставками. В зависимости от возраста, социального положения и должности джигита отличался цвет отворотов «калпака». Пояс является важным атрибутом кыргызской национальной одежды, делается на основе крепкой кожи и покрывается золотыми, серебряными, медными, стальными пластинками и зачастую украшается драгоценными камнями — «кемер», «кур». Согласно традициям, если человек сильно обидев кого-то осознает свою вину, то он должен просить прощение, повесив на свою шею пояс. После такого, человек должен был простить своего обидчика.

На ноги кыргызы надевают мягкие кожаные сапоги с лёгкой подошвой — «ичиги» или «массы». Древним видом мужской обуви были полусапожки «чокой» и «чарык», «пайчеки» из недублёной кожи. Однако в последние десятилетия на место традиционному кыргызскому костюму приходят европейские тенденции, люди молодого и среднего возраста одеваются по общей мировой моде, но наряду с этим кыргызские узоры и орнаменты как никогда актуальны в Кыргызстане и за её пределами.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Киргизы
http://www.ak-sai.ru/kirgizstan/bit-kultura
https://ru.wikipedia.org/wiki/Киргизы

Вернуться в «Киргизы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость