Знакомство с тюрками: Тофалары

liga
Site Admin
Сообщения: 47
Зарегистрирован: Вт мар 15, 2016 1:44 pm

Знакомство с тюрками: Тофалары

Сообщение liga » Ср мар 30, 2016 9:32 am

Тофала́ры, то́фы (прежнее название — карага́сы, самоназвание — тоъфа, тофа, топа, тоха) — коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири.

Проживают на территории Тофаларии, юго-западной части Нижнеудинского района Иркутской области, в бассейнах рек Бирюсы, Уды, Кана, Гутары, Ии и других на северо-восточных склонах Восточного Саяна.

Сегодня тофалары живут, в основном, в трёх организованных советской властью в 1920—1930-х годах населённых пунктах Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха, куда были принудительно переведены на оседлость и поселены вместе с русскоязычными переселенцами. Сёла эти расположены в самом сердце Тофаларии. Добраться туда возможно только на вертолёте и связаться только по рации.

Примечательно, что, начиная с конца XVII века (с начала появления ведомостей о сборе и распределении ясака) и по 1925 год (до начала кардинальных изменений в жизни тофов), их численность практически не менялась и колебалась в пределах 400—500 человек. Такая малая численность отдельного народа удивительна. Ни в летописях, ни в архивных данных нет указаний на какую-либо массовую гибель. По-видимому, русские, придя в Присаянье, уже застали этот народ в состоянии, близком к современному, и уменьшение их численности произошло задолго до покорения Сибири.

Переписи населения в России показали следующую численность тофаларов в 1926—2002 годах:
1926 г. — 417 человек
1959 г. — 586 человек
1970 г. — 620 человек
1989 г. — 722 человека
2002 г. — 837 человек
2010 г. — 762 человека

Численность тофаларов в населённых пунктах в 2002 г.:
Иркутская область:
- село Верхняя Гутара — 262
- село Алыгджер — 248
- деревня Нерха — 144
Новосибирская область — 3

Тофаларский язык относится к саянской группе восточнотюркских языков. По переписи населения 2002 г. в Иркутской области из 723 тофаларов родным языком владели 114 чел. (16 %), русским — все 723 чел. (100 %). Для тофаларского языка разработана письменность, изданы букварь и учебные пособия.

Изучение тофаларского языка началось в середине XIX века. С ХVII века установились тесные контакты тофаларов с русскими, что также нашло отражение в тофаларском языке, в его лексике и в языковой ситуации в Тофаларии в целом. До революции при кочевом образе жизни доля тофаларов, преимущественно мужчин, владевших русским языком, была незначительна и он не оказывал большого влияния на их родной язык. Помимо русского, тофалары владели бурятским языком, так как имели тесные контакты с бурятами. После революции и особенно с 1930-х годов, когда тофалары были принудительно переведены на оседлость и поселены в посёлках вместе с русскоязычными переселенцами, а их дети пошли в русские школы, где школьное преподавание было организовано только на русском языке, началась значительная культурно-языковая ассимиляция тофаларов в русской среде.

Тофаларский язык мог исчезнуть, так и оставшись неизученным белым пятном. В 1990 году начинается изучение родного языка в детских садах и школах Тофаларии. Но в настоящее время, несмотря на создание тофаларской письменности, попытки организовать изучение тофаларского языка в начальной школе, попытки возрождения национальных традиций и обрядов, в целом направленных на защиту и сохранение тофаларского языка и культуры, социальные функции и социальная база тофаларского языка продолжает сокращаться. Все эти обстоятельства, к сожалению, свидетельствуют о том, что тофаларский язык можно отнести к категории вымирающих языков.

Тофалары — относительно новое название, которое они взяли себе в советский период (с 1930-х годов), от самоназвания тофа — «человек», по-тофаларски — тоъфа. До 1930-х годов были известны под другим, тотемическим именем – карагасы. Исследователи полагают, что к приходу первых русских казаков в долину реки Уды в этих местах кочевало племя с тотемическим названием карагасы или чёрные гуси. Когда-то так назывался один из родов, а позднее это имя распространилось на всё племя.

Но с советских времён название «карагасы» тофы стали считать обидным. Очевидно, представители советской власти убедили их, что человек не может называться «звериным» именем. Территория же, известная как Карагасия, с 1934 года получила официальное название — Тофалария.

Впервые тофы упоминаются как племя дубо (туба, туво) в китайских летописях Вэйской династии V века как народ, проживавший восточнее Енисея. Они являлись данниками различных центральноазиатских империй.

В XVII веке Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. После 1757 года, когда Тува вошла в состав маньчжурской империи Цин, Тофалария осталась в составе Российской империи, испытывая значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских. Административно была создана Удинская землица с пятью улусами в её составе. Для тофаларов устанавливался ясак пушниной и мясом, отдельные годы был фиксированным и не зависел от природных условий и реального числа охотников. О точном количестве народа на время первых статистических данных (1851 год) судить трудно.

В общественной жизни тофаларов (вплоть до Октябрьской революции 1917 года) большое значение имели ежегодные (иногда раз в 2 года) декабрьские собрания всех тофов — сугланы (от бур. суглаан — собрание) — для избрания должностных лиц.

К началу ХХ века в среде тофаларов сохранились значительные признаки родоплеменной структуры, в частности, разделение на 5 патрилинейных родов (Каш, Сариг-Каш, Чогду, Кара-Чогду и Чептей; специалисты установили, что ранее таких родов было 8) и патронимические группы, между которыми разделялись территории для кочёвок и промысловые угодья. С конца XIX века из-за оскудения лесов пушными животными такие переделы стали ежегодными.

В 1939 году в составе Иркутской области РСФСР был организован Тофаларский национальный район с центром в селе Алыгджер, но уже в 1950 году он был упразднён, и вместо него появились два тофаларских сельсовета — Тофаларский, с центром в Алыгджере, и Верхне-Гутарский, с центром в селе Верхняя Гутара, в составе Нижнеудинского района Иркутской области.

Имея в основе хозяйственной деятельности охоту и оленеводство, тофалары вели кочевой или полукочевой образ жизни. До конца 1920-х годов они еще кочевали по Саянской горной тайге, в процессе своего исторического развития создали уникальную материальную и духовную культуру, хорошо отражавшую эту хозяйственную деятельность и позволившую им максимально приспособиться к суровой таёжной кочевой жизни.

Основу традиционного хозяйства тофалар составлял охотничий промысел (белка, соболь, выдра, бобр, лисица, лось, марал, косуля и др.), сочетавшийся с оленеводством. Они прекрасные следопыты. Умение читать книгу тайги передавалось из поколения в поколение. Однако советский период оставил неизгладимый след в судьбе народа, лишив тофов их исконного хозяйства и образа жизни. С 1930 года, они попадают под влияние государственных экономических процессов и проектов новой власти, которые в первую очередь значительно повлияли на прежние формы хозяйства и самобытную культуру. До этого карагасам удавалось сохранять созданную культуру и кочевую форму хозяйственной деятельности.

В годы советской власти в жизни тофаларов произошел коренной перелом. Именно при ней они оставили кочевой образ жизни и перешли на оседлость, из кочевников-оленеводов с индивидуальным хозяйством они превратились в членов колхозов и трудовых коллективов. С первых лет советской власти, а она пришла к ним в начале 1920-х годов, тофы стали приобщаться к социалистической культуре. У них произошли принципиальные изменения в формах ведения хозяйства. Участвуя как члены колхозов в ведении коллективного хозяйства, они освоили новые для них виды труда: огородничество, разведение коров и свиней, сенокошение,деревенский способ заготовки дров. Впоследствии освоили технику: лодочные моторы, мотоциклы, тракторы и автомашины, освоили промышленную заготовку леса, его обработку на пилорамах, научились изготавливать на месте и обжигать кирпич, жечь известь, плотничать, класть печи, штукатурить и белить дома.

В то же время тофалары сохраняли традиционную индивидуальную хозяйственную деятельность в области таёжных промыслов: охоты, рыболовства, добычи кедровых орехов, а также сохранили навыки в ведении оленеводства.

В результате сильной атеистической пропаганды 1930-х годов постепенно тофы отошли от шаманизма. Приобщившись к новой для них оседлой культуре, в том числе и в бытовой сфере, они в то же время утратили многие черты своей традиционной бытовой и духовной культуры, обслуживавшей старую кочевую жизнь. От национальной традиционной культуры у них остались лишь навыки оленеводства и табунного коневодства, навыки таёжных промыслов и их язык, который все больше стал вытесняться из обихода русским языком. Фактически ушли в прошлое национальная одежда и пища, чум как традиционное жилище, потому что даже в тайге и в оленьих стадах перестали ставить чумы, заменив их избушками, стали носить в будни и в праздники покупную готовую одежду, готовить из покупных продуктов. Стали совершать бракосочетание и устраивать свадьбы по общепринятым в стране стандартам, хоронить своих покойников по христианскому обряду. В последние годы советского периода наблюдалось возрождение интереса к национальной культуре и к языку. В 1980-е годы в тофаларских посёлках были созданы Центры этнической культуры, национальные фольклорные ансамбли, стали проводиться ежегодные национальные летние игры, начался процесс возрождения национальной культуры.

По сути, тофалары представляют сейчас один из старейших этносов Саян с изменённым образом жизни, с создаваемой заново материальной, бытовой и духовной культурой, представляющей фактически симбиоз некоторых черт традиционной культуры и видов хозяйственной деятельности с новыми, русскими по происхождению. Однако этот новый образ жизни и культура находятся пока ещё в стадии становления.

Традиционно тофалары являются полукочевым народом. Основными занятиями были охота и рыболовство, у северных групп также отгонное оленеводство, преимущественно транспортного направления.

Традиционным жилищем тофаларов являлся чум конической формы, из жердей, зимой крытый ровдугой (замшей из шкуры изюбря или лося), летом — берестой. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины.

Стойбище обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом — до 10. Уже с начала XIX века среди тофаларов получили распространение срубные дома.

Мужская одежда представлена штанами из шкуры кабарги или козла (летом из ровдуги или покупной ткани) и разнообразными кафтанами с застёжкой на правую сторону, которые надевали на голое тело, и поясом. Уже в XIX веке перешли на унифицированный костюм русских сибиряков, сохраняя национальную особенность в деталях (правосторонние застежки, отделка, пояса). Тофаларский женский наряд состоял из штанов и платья с разрезом на груди, а также пояса. Традиционные женские украшения — серьги, оловянные браслеты и кольца. Зимой тофалары носили тулупы из оленьей шкуры мехом внутрь. Специфическими являются головные уборы: летом — войлочная шапочка маньчжурского типа (но обычно без кисти; позже её заменила фуражка), зимой — меховые шапки-ушанки, которые подвязывались у подбородка.

Основу рациона тофаларов составляло мясо, в том числе дичи и оленина; ржаные хлебцы, выпекаемые в золе или на камнях; в качестве приправ и приложений — многочисленные корни и дикорастущие растения (дикий лук, черемша, ягоды, кедровые орехи и т. д.). Из-за уплаты тяжелых податей, в отдельные годы питание было довольно скудным. Как среди мужчин, так и женщин было распространено табакокурение.

У тофаларов богатый устный фольклор — пословицы и поговорки, сказки, легенды и предания.

Среди исследователей традиций тофаларов ярко выделяются как известные тюркологи широкого профиля Радлов В. В. и Катанов Н. Ф., так и те, что сделали немало для изучения именно тофаларов — Петри Б. Э., Рассадин В. И., Шерхунаев Р. и другие.

Вероисповедание: традиционные верования включали анимизм, шаманизм и тотемизм.

Усилиями православных миссионеров в конце ХIХ века часть тофаларов была обращена в христианскую веру. В настоящее время усилиями Иркутской епархии РПЦ проводится миссионерская работа в Тофаларии. Так, в феврале 2007 года было крещено более 100 человек.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тофалары

Prokofev7Ml
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Чт апр 06, 2017 5:35 am

Методика зарабoтка от 8000 pуб в день

Сообщение Prokofev7Ml » Вс апр 09, 2017 5:18 am

Стaбильный зapабoток от 8 тыс рублей в день! Гaрaнтирoванно!
Этo oтличная возмoжноcть oбpeсти финaнcoвую нeзaвиcимость!

Инфopмaция http://webcrasty.ru/zarabotok/


Изображение
Методика заработкa в интeрнетe от 8000 руб в день! - http://webcrasty.ru/zarabotok/

semechkaKl
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Ср мар 29, 2017 3:30 am

Магазин “Семечка Джа” – у нас Вы можете недорого купить семена канабиса с высочайшей всхожестью

Сообщение semechkaKl » Сб окт 21, 2017 4:43 am

PineApple Chunk fem семена купить Пинэпл Чанк Фем сорт конопли
Компания-реализатор “Семечка Джа” занимается реализацией качественных семян марихуанылучших сортов и
уже много лет лидирует в этой области рынка.

Посмотрите как в США налажен сбыт семян. Как здесь http://www.cannabiscollege.com/ или тут
https://www.cancer.gov/about-cancer/tre ... nnabis-pdq. Узаконивание проходит во всё большем количестве объектов. Сервис постоянно совершенствуется А что мы видим у на Украине только один магазин хорошего качества !!! Единственный отличный магазин конопли - seedjah.com и тот заблокирован роскомнадзором (((

Наш интернет-магазин предлагаем нашим клиентам семена только наивысшего качества, которые имеют высокий коэффициент всхожести. Кроме качества предлагаемого нами продукта, Вас без сомнения приятно удивят
наши доступные цены. Это можно объяснить тем, что большая конкуренция среди
компаний, предлагающих похожуюпродукцию,
обязываетбороться за максимально высокое качество продукции и обслуживания и при этом удерживать минимальные цены.
При покупке семена конопли у нас, Вы можете
быть совершенно спокойны, что получите тот самый вид, который Вы выбрали. Наша фирма можем доставить
продукцию не только по территории Украины, но и по России. В случае, если по какой-то причине покупатель не получаете свой
товар, наш магазин гарантируем возврат всей заплаченной за него суммы денег. тут [url=http://семечка-джа.com/ua/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5/amnesia_haze_regular.html ]http://семечка-джа.com/ua/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5/amnesia_haze_regular.html[/url ] Купити насіння конопель в Україні, Amnesia насіння канабісу купити післяоплатою
И, наконец, по поводу тайности – мы дорожит выбором своих покупателей, поэтому, сотрудничая с нами, Вы можете быть абсолютно уверены, что абсолютно вся инфа о покупателе и месте доставки останется только между продавцом и покупателем.
соц. сети
https://ok.ru/profile/572871626215
https://www.facebook.com/jah.seed.568
https://twitter.com/?lang=ru
https://www.instagram.com/semena_cannabisa/
https://www.youtube.com/channel/UCN-p65 ... A_PeWoQ4bQ
https://plus.google.com/communities/114 ... 7239650133
т. +38(099)76-66-563
Семена конопли в любую страну AK - 47 Fem CBD насіння коноплі купити AK - 47 Фем CBD


Вернуться в «Тофалары»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость