Знакомство с тюрками: Каракалпаки

liga
Site Admin
Сообщения: 47
Зарегистрирован: Вт мар 15, 2016 1:44 pm

Знакомство с тюрками: Каракалпаки

Сообщение liga » Ср мар 30, 2016 9:04 am

Каракалпа́ки (каракалп. Qaraqalpaqlar, қарақалпақлар, каракалпак — «чёрный колпак») — тюркский народ (кыпчакская подгруппа). Говорят на каракалпакском языке. Письменность на основе латиницы (до 1996 — кириллицы). Верующие — мусульмане-сунниты. Общая численность оценивается до 600 тыс. человек. Основным районом проживания является Каракалпакстан (от 390 тыс. до 500 тыс.) — автономная республика на севере Узбекистана в дельте Амударьи. Небольшая часть каракалпаков проживает также в Хивинском оазисе и Ферганской долине, а также в Казахстане (в основном в Мангистауской области).

До середины XVIII века каракалпаки жили по среднему и нижнему течению Сырдарьи. В середине XVIII века бо́льшая их часть переселилась на Жанадарью — южный рукав древней дельты Сырдарьи. В 1811 году каракалпаки были подчинены Хивинскому ханству и переселены в дельту Амударьи.

Оказавшись под властью Хивинского ханства, одного из крупнейших феодальных государств Средней Азии, каракалпаки постепенно были вовлечены в его экономическую и политическую систему, основанную на гнете и эксплуатации крестьян деспотами-ханами, правящей феодальной аристократией и многочисленным паразитарным чиновничеством, составлявшим громоздкий административный аппарат Хивы. Однако и в этот наиболее мрачный период своей истории каракалпакский народ сохранял многовековые производственные навыки, трудолюбие и настойчивость в борьбе с природой, свое свободолюбие и единство, свою глубокую народную культуру, истоки которой уходят в древнейшие времена. Земли, отведенные каракалпакам в пустынной дельте Амударьи и освоенные ими путем большого труда и лишений, считались ханскими пожалованиями — мильками, за пользование ими приходилось выплачивать огромные налоги и выполнять многочисленные повинности. И все же каракалпаки продолжали обрабатывать их, успешно используя свой ирригационный и мелиоративный опыт, преодолевая все трудности местных природно-хозяйственных условий. «Народ сей, — писал в 1820 г. Муравьев,— привязался к землепашеству». «Главный и почти единственный промысел этого народа — земледелие», — говорилось в одной газетной статье 1868г.; «благодаря любви к труду, все каракалпакские земли орошены превосходно и нигде не чувствуется недостатка в воде, даже там, где приходится поднимать ее чигирем». С развитием земледелия несколько уменьшилась роль скотоводства в хозяйстве. В середине XIX в. каракалпаки занимались «преимущественно земледелием и только для насущных потребностей —скотоводством».

Поскольку районы перекочевок сократились, больше внимания стали уделять сенокошению, заготовкам клевера на сено. На время земледельческих работ каракалпаки ставили свои юрты поблизости от пашен и бахчей, а зимой переносили их в огороженные места (кала). Значительное место в хозяйстве некоторых групп каракалпаков занимало рыболовство. «Каракалпаки больше едят рыбу, иные ею, почитай, только и кормятся», — рассказывал в 1824 г. русский наблюдатель. На небольших лодках они выезжали для рыбной ловли в Аральское море. По протокам и озерам у них были целые рыболовецкие поселки с жилищами, построенными на плотах. Подсобным занятием служили перевозы местного населения и купеческих караванов на лодках через реки, протоки и озера. Ремесленное производство было слабо развито. Даже во второй половине XIX в. вырабатывались преимущественно предметы домашнего обихода, и лишь небольшая избыточная часть их попадала на рынок. Каракалпаки ткали злачу и другие бумажные материи, ковры, дорожки для обвязывания остовов юрт, сукно из верблюжьей шерсти, изготовляли деревянные предметы (остовы для кибиток, арбы, лодки), выделывали кожу, седла, уздечки, подпруги, цыновки и кошмы — простые и узорчатые. Высокого уровня достигло народное прикладное искусство каракалпаков — резьба по дереву на дверях юрт и других бытовых предметах, ковроткачество, вышивка, производство ювелирных изделий. В середине XIX в. административный центр каракалпаков — Чимбай превратился в довольно значительный рынок. Городок возник вокруг усадьбы одного богатого каракалпака. Здесь, за исключением торговцев и духовенства, не было постоянного населения, большинство жителей прикочевывало лишь на время, для торговли. Благодаря выгодному географическому положению Чимбай, связанный водным путем с главнейшими пунктами Хивинского ханства и с российскими владениями (Сырдарьинская линия), превратился в центр оживленной торговли. Товары доставлялись по реке до Нового Ургенча н других мест. С другой стороны, здесь сходились и сухопутные дороги, соединявшие город со всеми каракалпакскими районами. В Чимбае было много лавок. Около базара был устроен большой караван-сарай для приезжих купцов. В первой половине XIX в. каракалпаки сохраняли еще в виде пережитков много черт патриархально-родового быта. Устойчиво сохранялось деление на племена и роды. Родовые группы, входившие в племена ктай, кипчак, мангыт и кенегес, составляли объединение (арыс), называвшееся «Он-торт-уруг» (четырнадцать родов). Второй арыс — «Конграт» — делился на две части: шуллук и жаунгыр; к шуллук причисляли 8 племен: ашамайлы, колдаулы, костамгалы, балгалы, кандекли, кара-мойын, а также кият и мюйтен, считавшиеся иногда обособленными племенами. Жаунгыр был менее крупным объединением, но состоял из немногочисленных родовых групп. Родоплеменное деление отражалось на землепользовании и водопользовании. Каракалпакская аульная община отличалась значительными архаическими пережитками древней-родовой общины.

У каракалпаков существуют особые обычаи и правила поведения на семейных и общественных трапезах, которые строго соблюдались. Любую пищу по традиции едят сидя на полу вокруг скатерти. Густую пищу едят руками, бульон подают отдельно, в миске или чашке. Едят обычно 3 раза в день. Состав блюд очень разнообразен — молочная, растительная, мясная пища. Перед едой полагается полить воду на руки, после чего дают воде стечь с рук. Не полагается стряхивать с рук воду после умывания, так как брызги могут попасть в пищу. Начинает есть старший по возрасту или положению. В прошлом у каракалпаков не было принято пить чай; если в дом приезжал кто-нибудь, угощали обязательно кислым молоком, айраном или варили катыбыламык — похлёбку. Обычай пить чай распространился у каракалпаков, как и у других народов Средней Азии, относительно недавно (в XIX веке) вместе с ростом торговли с Ираном и Индией.

*** *** *** *** *** ***
Численность и ареал

Всего: 620 000 чел.

Узбекистан: 514 301 (перепись 2000)
- Каракалпакстан: 400 000

Казахстан: 56 000
Туркменистан: 50 000
Россия: 4 466 (перепись 2010 г.)

Язык: каракалпакский.
Религия: ислам суннитского толка.
Расовый тип: Южносибирская.
Входит в: Алтайская семья.
Тюркская ветвь: Кыпчакская группа. Ногайская подгруппа.
Родственные народы: казахи, ногайцы.
Происхождение: тюркское.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каракалпаки

Davidcargy
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Ср мар 08, 2017 6:58 am

Вопрос, сеошникам .

Сообщение Davidcargy » Пт мар 10, 2017 3:35 pm

Вам проконсультируют о приближенной обстоятельству неисправности, сроках ликвидации и приближенной стоимости ремонтных работ.
Консультирование Круглосуточно - Ремонт fridge дома в Люберцах несомненно поможет вас сберечь немало времени, а имеет возможность являться в том числе и и ресурсы, по причине этого, что же достаточно.
Зачастую нарушения в работе морозильника имеет возможность ликвидировать лично покупатель, в случае если пояснить что же необходимо совершать, рядом данном никак не понадобиться без толку порождать Собственного специалиста согласно ремонтным работам морозильников в жилье.
Автор ремонтируем недорого всевозможные модификации морозильников Либхер, Опора, Стинол, Индезит, Инструмент, Вестфрост, LG, Немец, Электролюкс, Вирпул. http://xolodremm.atwebpages.com/ ремонт холодильников на дому.


Вернуться в «Каракалпаки»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость