Знакомство с тюрками: Казахи

liga
Site Admin
Сообщения: 47
Зарегистрирован: Вт мар 15, 2016 1:44 pm

Знакомство с тюрками: Казахи

Сообщение liga » Чт мар 31, 2016 12:06 pm

Каза́хи (каз. қазақтар /qɑzɑqtɑr/; ед. қазақ /qɑzɑq/) — тюркский народ, коренное население Казахстана. Казахи также издавна проживают в смежных с Казахстаном районах Китая, России, Узбекистана, Туркмении и на западе Монголии. Язык — казахский, входящий в тюркскую группу языков.

С древности этническая картина территории нынешнего Казахстана была разнообразной, что оставило свой след в этногенезе казахов, являющихся потомками древних тюрков Тюркского Каганата.

Антропологически казахи относятся к южносибирской расе переходной между монголоидной и европеоидной большими расами. Генетические исследования показали значительное генетическое разнообразие среди казахов, общими чертами которого является то, что современные казахи являются носителями генетического материала как европеоидного, так и монголоидного типа и справедливо отнесены к переходной южносибирской расе.

Этноним «қазақ» появился в XV веке, когда в 1460 году ханы Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на реку Чу, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом — «қазақ» («қазақтар»), в русском языке — «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твёрдое Қ, но с 1936 года в современной русской орфографии было установлено правописание «казах».

Некоторое время в царской России нынешних казахов называли киргиз-кайсаками или киргизами, чтобы не путать с русскими казаками. Неправильное употребление до революции этнонимов «казах» и «киргиз» было связано с ошибками некомпетентных авторов и администрации.

Возможно, название киргиз-кайсак происходит от парного этнонима къыргыз-къазакъ, который имел хождение в тюркской среде в XII-XVI веках. В Крыму до 1947 г. существовало поселение Къыргыз-Къазакъ в настоящее время Казачье (Раздольненский район).

Ещё в 1827 году А. И. Лёвшин доказывал, что «киргиз есть название народа совсем другого… название казак… принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют». Первоначально этноним «казах» закрепился в форме «казак» в 1925 году в Советской России после переименования Киргизской АССР в Казакскую АССР, а в форме «казах» после преобразования Казакской АССР в Казахскую ССР в 1936 году.

Основная этимология этнонима «казах»: слово «казак» означает от древнетюркского языка «свободный, вольный, независимый человек, удалец, искатель приключений».

По сведениям 1890 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», киргиз-кайсаки (то есть казахи) проживали на территории Оренбургской и Астраханской губерний, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральской областях общей численностью 3 млн человек[26].В Младшем жузе в начале XIX век царским правительством России была создана и поддерживалась Внутренняя, или Букеевская Орда.

Общую оценку политики царизма в Казахстане дал казахстанский историк Р. Темиргалиев:
…не столько гуманность славян в сравнении с англосаксами, сколько существенная разница в плодородии почв между Сары-Аркой и Великими равнинами была одной из причин отличия судеб казахов и североамериканских индейцев. Правда, после отмены крепостного права в России переселение крестьян в Казахстан приобрело достаточно широкий размах, но эти мигранты в основном ограничивались лишь несколькими регионами, а на большей части остальной территории продолжали кочевать казахи.

Среди казахов к началу XX века насчитывалось свыше 40 крупных племенных групп. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечал, что отдельные лица из киргиз-кайсаков (тогдашнее русское название казахов) иногда обозначают свою национальность общим именем казак, но чаще определяют её поименованием того рода, к которому они себя считают принадлежащими.

При этом русская этнографическая наука никогда не ставила под сомнение, что эти роды составляют единый народ, отмечая что говорят они на одном языке.

По своей численности киргизы занимают первое место среди кочевых рас Азии. Киргиз-кайсаки кочуют по необозримым пространствам (свыше 50 тыс. кв. геогр. миль) от берегов Волги до бассейна Тарима и от низовьев Аму-Дарьи до Иртыша. Общее число их далеко превышает 3 млн душ. Значительнейшая часть их (свыше 3 млн.) подвластна России, где они живут в пределах Астраханской губернии (216 тыс. душ обоего пола), областей Уральской (412601 человек, или 79 % всего населения области), Тургайской (338802 человека), Акмолинской (341414 человек, или 73 % населения области), Семипалатинской (547577 человек, или 90,6 % населения области), северных уездов Семиреченской области (600 тыс. человек), Сыр-Дарьинской области (730 тыс. человек, или 60 % населения области), Амударьинского отдела (40 тыс. человек), областей Самаркандской (20 тыс.) и Закаспийской (свыше 40 тыс.); кроме того, часть киргиз-кайсаков Уральской и Тургайской областей (до 40 тыс.) перекочевывают в пределы Верхнеуральского, Челябинского и Троицкого уездов Оренбургской губернии (так называемая «новолинейная полоса»). Несколько десятков тысяч киргиз-кайсаков считается в Хивинском ханстве. В пределах Китая (северо-западная Монголия) киргиз-кайсаки занимают степную долину Чёрного Иртыша, северный скат хребтов Тарбагатая и Саура и южный скат Алтая; некоторая их часть (с конца 1860-х гг.) переходит на северный скат, и кочует по притокам реки Кобдо. Все киргиз-кайсаки признают себя членами одной и той же народности, распадающейся на три отдела или орды: Большую, Среднюю и Малую; от Малой орды отделилась Букеевская орда.

Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу XX века, но до сих пор представители Старшего Жуза живут преимущественно на юге Казахстана, Среднего-на севере и востоке, Младшего-на западе страны.
Общая численность казахов — свыше 14 млн человек.

Основная масса казахов проживает в СУАР (около 1,25 млн человек), где для них создана система национальных автономных образований: большинство казахов КНР проживает в Или-Казахском автономном округе (ИКАО); также проживают в Баркёль-Казахском автономном уезде в составе округа Хами и Моры-Казахском автономном уезде (в составе Чанцзи-Хуэйского автономного округа). Кроме указанных автономных образований в китайской провинции Ганьсу имеется Аксай-Казахский автономный уезд. Казахи в Китае относятся к малочисленным этносам, имеющим государственный статус.
В СУАР КНР имеются школы с преподаванием на казахском языке, издаётся более 50-ти газет и журналов на казахском языке, работает 3 телеканала, которые вещают 7 дней в неделю.
На казахов в Китае не распространяется государственное ограничение «Одна семья — один ребёнок».

*** *** *** *** *** ***
Численность и ареал

Всего: ок. 15 млн.

Казахстан — 11,4 млн чел.
Китай — 1,5 млн чел.
Узбекистан — 0,8 — 1,1 млн чел.
Россия — 648 тыс. чел.
Монголия — 102 тыс. чел.
Туркменистан — до 40 тыс. чел.
Киргизия — 30 тыс. чел.
Турция — 20 тыс. чел.
Иран — 12 тыс. чел.
США — 3 тыс. чел.
Германия — 1 тыс. чел.
Великобритания — 1 тыс. чел.

Язык: казахский.
Религия: ислам суннитского толка.
Расовый тип: южносибирская раса.
Входит в Алтайская семья, Тюркская ветвь, Кыпчакская группа, Ногайская подгруппа.
Родственные народы: тюркские народы.

БЫТ, ЗАНЯТИЯ И РЕМЕСЛА КАЗАХОВ

Одной из ведущих этических традиций у казахов является знание своей родословной, своего генеалогического древа, что всегда было характерно для кочевников в их стремлении продолжать род, развивать обычаи и традиции своей общины. Во многих семьях хранились реликвии, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну и т.д. Таким образом, ребенку с детства внушалось почитание и уважение к своим предкам и своему роду. Не случайно казахские пословицы гласят: «Незнание своей родословной до седьмого колена – признак сиротства». Свой род (руы) ребёнок в казахской семье ведёт по линии отца.
С детских лет у человека формировалось уважение к старшим, что являлось естественным ответом на заботу родителей. Старший в семье или в роду - это непререкаемый авторитет. Обращение к старшим допускалось только на «Вы», но это нисколько не отдаляло детей от родителей, а , наоборот, способствовало их почитанию. Например: невестка обращалась к отцу своего мужа (свекру) со словами ата, көке, к старшему брату – ағай, к младшим братьям – мырзаға, а всем пожилым, старшим по возрасту, даже незнакомым людям следовало говорить апа, аға, атеке, шешей.

Предки казахов изобрели юрту, которая приспособлена к кочевому образу их жизни. В юрте имелось четкое разграничение мест, предназначенных для разных представителей рода, членов семьи, гостей. Например, место хозяина дома, согласно традициям ближе к выходу, в левой стороне юрты. Почетное место – төр, находящееся в самом отдаленном месте жилища, напротив входа, предназначалось для старейшин рода, гостей, сватов. Слева от него находилась семейная (женская) половина хозяев юрты – сол жақ. Правая часть - оң жақ считалась мужской или гостевой, а также отводилась взрослым детям, и, в первую очередь, незамужним девушкам, достигшим совершеннолетия. Если умирал хозяин юрты, его тело переносили из левой части юрты в правую, ибо, он становился «гостем» и вскоре должен был покинуть дом. В центре юрты находился очаг - священное место для огня. Огонь поддерживался постоянно, на ночь тлеющие угли закапывали в золу, а утром разжигали их. При отделении старших сыновей им давали отдельную юрту и огонь от большой отцовской родовой юрты – үлкен үй. Также выделяли сыновьям часть скота – енши (приданое).
Юрта отличалась нарядным убранством. Деревянные основы украшались костяной инкрустацией, внутри расстилались и развешивались многоцветные ковры, ткани, дорожки, за тором устанавливали сундуки и тюки. По обеим его сторонам вывешивали адалбакан, предназначенный для головных уборов и верхней одежды.

Национальная одежда также служит отличительным признаком любого народа. Казахская национальная одежда соответствовала климатическим условиям, была удобной и практичной. Если одежда мужчин-кочевников в основном не менялась, то наряды девушек, молодых женщин со временем подвергались некоторым изменениям. У казахов девичья и женская одежда отличается друг от друга. Девушки надевали приталенные платья с бахромой по двойному полу. Камзолы окаймлялись вышивками, застегивались металлическими застежками или подпоясывались серебряным поясом. На голову надевали тюбетейку - такия, украшенную перьями филина. Тюбетейка с перьями означала, что девушка вступила в пору выданья замуж. Женщины средних лет надевали на голову кимешек – головной убор, закрывающий полностью голову, открыто было только лицо. Поверх платья они надевали камзол, на ноги – ичиги – сапожки с галошами, женщины пожилого возраста – тату (кожаные лакированные сапожки). С возрастом казашки одевались проще. Головные уборы были лишены украшений. Мужчины одевались одинаково, без особых отличий друг от друга. Хотя одежда тоже имела возрастные отличия. Одежда юношей была наряднее. Они обычно носили шелковые рубашки с прямым воротником или без него, бархатный бешпет, брюки и сапоги из сыромятной кожи. Поверх всего надевали чекмень или чапан из верблюжьей шерсти. На голове они носили тюбетейку, бурек – шапку, окаймленную мехом пушного зверя.
Развитие хозяйственных и социальных отношений, установление разнообразных связей с соседними народами не могли не оказывать влияния на изменение форм одежды казахов. В начале XX в. многие виды и формы одежды были заменены одеждой европейского образца. Сейчас казахи носят современную одежду.

Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике.
Домашние промыслы и художественные ремесла казахского народа зародились в глубокой древности. Из домашних ремёсел у казахов были распространены выделка кож, изготовление ковров, тканей, тесьмы и других изделий.
Из многих распространенных украшений бытуют в настоящее время серьги (сырга), кольца (жузук), браслеты (блезык) из серебра и различных светлых металлов с нанесением узоров из национального орнамента. Казахи часто расшивают женские безрукавки монетами, используют вместо пуговиц – капсырма.
Предметы быта кочевников-скотоводов: седло, конская сбруя, изделия из дерева, кости и металла - богато украшались орнаментом. Обычно изображались луна, звёзды, геометрические фигуры, стилизованные листья, цветы, бараний рог. Национальные черты сохраняются и в интерьере. Это наличие сундуков, ковров, дорожек, низких круглых столиков для чая.
Мастера изготавливали различные предметы: саба из кожи — для хранения кумыса, чашки, ведра, черпалки, поварешки, ковши, күбі (деревянная посуда для сбивания сливочного масла), пиалы, кумганы (чугунные чайники для умывания), таба (чаша из дерева для теста), вазы и др.
В домашнем производстве сохраняют своё значение обработка шерсти, производство войлока (кииз), изготовление ковров, дорожек из крашеных ниток (алаша), в некоторых хозяйствах домашнее ткачество, пошив одежды и головных уборов, вязание из козьего пуха шалей, носков и т.д..
Национальные вкусы проявляются, например, в выборе тканей. Казахи предпочитают шить из вельвета, плюша, бархата, атласа, шёлка. Почти всюду распространены самодельные изделия из шерсти овец и коз (тюфяки, носки, шали).

Главное для казахского народа было и есть гостеприимство. Гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощения за дастарханом в нарядной юрте – национальном жилище казахов. В домах у большинства казахских семей сохранилась традиция по праздникам расстилать дастархан на полу, для гостей вокруг него укладывают мягкие пышные тюфяки, угощать гостей вкусным чаем с топлёным молоком из пиал (касе).
Казахская кухня славится главным образом большим разнообразием мясных деликатесов и вкуснейших блюд из мяса и молока. Казахи используют молоко и мясо овец и коз, крупного рогатого скота, лошадей, реже верблюдов.

Источник: http://contest.miroznai.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Казахи

Вернуться в «Казахи»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость