Знакомство с тюрками: Башкиры

liga
Site Admin
Сообщения: 47
Зарегистрирован: Вт мар 15, 2016 1:44 pm

Знакомство с тюрками: Башкиры

Сообщение liga » Чт мар 31, 2016 12:24 pm

Башки́ры, башҡорттар (самоназвание), Bashkirs (англ.), Baschkiren (нем.), Bachkirs (франц.) — титульная нация Республики Башкортостан в России, говорящая на башкирском языке западнотюркской подгруппы тюрской группы алтайской языковой семьи. В башкирском языке выделяют южный (юрматынский) и восточный (куваканский) диалект, легший в основу литературного языка, а также северо-западную группу говоров. Традиционные занятия башкир — полукочевое скотоводство (особенно коневодство), пашенное земледелие, пчеловодство. Башкиры традиционно — мусульмане-сунниты. В начале XX в. письменность была на основе арабской графики, в 1929 ее перевели на латиницу, а с 1939 – на кириллицу. По антропологическому типу — население смешанное: большинство башкир — европеоиды с некоторой долей монголоидности (субуральский расовый тип), у восточных башкир преобладают монголоидные признаки (южносибирской расовый тип).

Этноним "башкиры" фонетически соответствует сочетанию bašqyrt / bašqurt (в башкирской орфографии) — самоназванию башҡорт. Существует, по крайней мере, 7 этимологизаций названия народа. Наиболее распространена народная этимология объяснения самоназвания Bašqurt - от тюрских слов baš ("голова, вожак") и qurt ("волк"), то есть от baš qurt — "волка-вожака", тотемного животного башкир. Согласно другому евгемиречному объяснению, этноним восходит к имени предводителя Башкорта, который объединил башкир в племенной союз. По объяснению специально исследовавшему проблему Н.А. Баскакову, название связано с этнонимом oγur / oγuz — огуров (в русском произношении — угров) и выделившимся позже из этого племенного союза oγuz (в русской адаптации — узы). Соответственно, этноним "башкиры" означает badža oγur — "свояк огур", "свояк угров" (в данном случае он идентичен названию венгров madžγur → madžγar → madjar) или "свояк 13 огуров" (badžhort / badžqort / bašqort - от badž(a) - "свояк" + название племени hotur oγur — "13 огуров").

Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур. В литературе об этногенезе башкир можно увидеть, что существуют три основные гипотезы происхождения башкирского народа: тюркская, финно-угорская, иранская.

Британские генетики из Оксфорда Брайан Сайкс и Сти́вен О́ппенгеймера по частоте распространения гаплогруппы R1b установили родство британцев и башкир. Фонетически башкирский язык схож с английским. Например, такие звуки, передаваемые башкирскими буквами ҫ, ҙ, ҡ, ө, ң соответствуют звукам передаваемым английскими th, q, o, ng в ряде слов.

Антропологический состав башкир неоднороден, представляет собой смешение европеоидных и монголоидных признаков. М. С. Акимова выделила у башкир четыре основных антропологических типа:
- субуральский,
- понтийский,
- светлый европеоидный,
- южно-сибирский.
Наиболее древними расовыми типами башкир считаются светлый европеоидный, понтийский и субуральский, а наиболее поздним — южно-сибирский. Южно-сибирский антропологический тип в составе башкир появился довольно поздно и тесно связан с тюркскими племенами IX—XII веков и кыпчаками XIII—XIV веков. Памиро-ферганский, закаспийский расовые типы, также присутствующие в составе башкир, связаны с индоиранскими и тюркскими кочевниками Евразии.

Основная доля Y-хромосом башкир относится к распространённой в Западной Европе и на Южном Урале гаплогруппе R1b (R-M269 и R-M73), и распространённым в Восточной Европе и Средней Азии гаплогруппам R1a (R1a-SRY10831.2) и N1c (N1c-TAT). Частота гаплогруппы R1b варьируется в значительных пределах и составляет, в среднем, 47,6 %. Доля гаплогруппы R1a составляет 26,5 %, N1c — 17 %. С меньшей частотой встречаются гаплогруппы: J2, C, O, E1b, G2a, L, N1b, I, T.

Большинство типов мтДНК башкир (65 %) соответствует линиям мтДНК Восточной Евразии. Высокая частота линий G, D, С, Z и F указывает на значительное участие сибирского и центральноазиатского компонента в этногенезе башкир. С другой стороны, уровень распространения линий мтДНК, специфичных для Европы и Ближнего Востока, специфичных для европейцев также достигает больших значений (до 35 %).

*** *** *** *** *** ***
Численность и ареал

Всего: 1,6 млн чел. (оценка на 2010 год)

В России проживают 1 584 554 (перепись 2010 г.):
----------------------------------------------------------------
■ Башкортостан: 1 172 287 (перепись 2010 г.)
■ Челябинская область: 162 513 (перепись 2010 г.)
■ Оренбургская область: 46 696 (перепись 2010 г.)
■ Тюменская область: 46 405 (перепись 2010 г.)
■ Ханты-Мансийский автономный округ — Югра: 35 428 (перепись 2010)
■ Пермский край: 32 730 (перепись 2010 г.)
■ Свердловская область: 31 183 (перепись 2010 г.)
■ Татарстан: 13 726 (перепись 2010 г.)
■ Курганская область: 12 257 (перепись 2010 г.)
■ Ямало-Ненецкий автономный округ: 8 297 (перепись 2010 г.)
■ Самарская область: 7 290 (перепись 2010 г.)
■ Москва: 6 609 (перепись 2010 г.)
■ Московская область: 3 975 (перепись 2010 г.)
■ Саратовская область: 3 489 (перепись 2010 г.)
■ Удмуртия: 3 454 (перепись 2010 г)
■ Санкт-Петербург: 2 706 (перепись 2010 г.)
■ Красноярский край: 2 955 (перепись 2010 г.)
■ Республика Коми: 2 333 (перепись 2010 г.)
■ Кемеровская область: 2 295 (перепись 2010 г.)
■ Краснодарский край: 1 840 (перепись 2010 г.)
■ Республика Саха: 1 819 (перепись 2010 г.)
■ Томская область: 1 656 (перепись 2010 г.)
■ Иркутская область: 1 637 (перепись 2010 г.)
■ Приморский край: 1 564 (перепись 2010 г.)
■ Забайкальский край: 1 228 (перепись 2002 г.)
■ Хабаровский край: 1 150 (перепись 2010 г.)
■ Крым: 602 (перепись 2014 г.)
■ Севастополь: 162 (перепись 2014 г.)
■ Казахстан: 17 263 (перепись 2009 г.)
■ Украина: 4 253 (перепись 2001 г.)
■ Туркменистан: 3 820 (перепись 1995 г.)
■ Узбекистан: 3 707 (оценка 2000 г.)
■ Кыргызстан: 1 111 (перепись 2009 г.)
■ Беларусь: 607 (перепись 2009 г.)
■ Латвия: 264 (оценка 2013 г.)
■ Таджикистан: 143 (перепись 2010 г.)
■ Эстония: 112 (перепись 2011 г.)
■ Литва: 84 (перепись 2011 г.)

Язык: башкирский.

Религия: ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.

Входит в тюрки.
Родственные народы: тюркские народы.

Происхождение: тюркское, финно-угорское, иранское.

БЫТ, ЗАНЯТИЯ И РЕМЕСЛА БАШКИР

Традиционный тип хозяйства башкир — полукочевое скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, в южном и восточном районах встречались даже верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля). Земледельческие орудия — деревянный плуг (һабан) на колёсах, позднее соха (һуҡа), рамная борона (тырма).

С XVII века полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В северо-западных районах уже в XVIII веке земледелие становится основным занятием населения, но на юге и Востоке кочевание сохранилось местами до начала XX века. Однако и здесь к этому времени переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершён. Переложная и подсечная системы постепенно уступают место залежно-паровой и трёхпольной, увеличиваются, особенно в северных районах, посевы озимой ржи, а из технических культур — льна. Появляется огородничество. В конце XIX — начале XX вв. входят в обиход заводские плуги и первые сельскохозяйственные машины.

Были развиты домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения.

У древних башкир существовала большесемейная община. В XVI—XIX вв. параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие. В наследовании семейного имущества в основном придерживались миноратного принципа. Среди богатых башкир бытовало многожёнство. В брачных отношениях сохранялись обычаи левирата, обручения малолетних детей. Браки совершались по сватовству, но имело место и умыкание невест (что освобождало от уплаты калыма), иногда по взаимной договорённости.

В свадебной обрядности выделяются обычаи прятания невесты, в день свадебного пира (туй) в доме невесты устраивали состязания в борьбе, конные скачки. Существовал обычай избегания невесткой свёкра. Семейный быт башкир строился на почитании старших. Ныне, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. В последние годы наблюдается некоторое оживление мусульманской обрядности.

Традиционный тип поселения — аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников. Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой. В XVIII—XIX вв. стала преобладать уличная планировка, каждая родственная группа образовывала отдельные «концы» или улицы и кварталы.

Традиционное жилище башкир — войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне — срубные избы с сенями, дома со связью (изба — сени — изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья. Современные сельские жилища башкиры строят из брёвен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.

Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилёта грачей устраивали каргатуй/грачиный праздник (ҡарға бутҡаһы/каша для грачей). Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (hабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом. В середине лета проходил джиин (йыйын), праздник, общий для нескольких деревень, а в более далёкие времена — волости, племени. Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд «кукушкин чай» (кәкүк сәйе), в котором участвуют одни женщины. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой.

Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т. п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйә) особое место занимают домовой (йорт эйәһе) и водяной дух (һыу эйәһе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов. Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты. Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.

Источник: http://www.etnolog.ru/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкиры
http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/

Вернуться в «Башкиры»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Fepecync и 1 гость